Коротко о конце света.
Коротко о конце света.
Торопливые шаги гулко выбивали дробь в длинном коридоре университета. Взъерошенный студент с папкой под мышкой приблизился к двери в одну из аудиторий и глянул на висевшие на противоположной стене часы. Четырнадцать тридцать. Студент замер в раздумье на несколько секунд, потом осторожно приоткрыл дверь и проскользнул в аудиторию. Табличка на бесшумно закрывшейся двери гласила:
«Двадцать шестого сентября состоится последняя лекция по
эсхатологии.
Лекцию читает проф. Ричардс.
Начало в 14.25»
эсхатологии.
Лекцию читает проф. Ричардс.
Начало в 14.25»
На опоздавшего никто не обратил внимания – все зачарованно слушали стоящего на кафедре человека. Профессор был довольно высоким и обладал невероятно густой гривой иссиня-чёрных волос. Но внимание сидящих в аудитории привлекала не внешность, а то, о чём повествовал Ричардс. С его даром оратора он мог бы с успехом привлекать внимание, даже рассказывая скучнейшие вещи, а сегодняшняя тема лекции была более чем интересна.
- …Итак, мы с вами установили, наука о конце света – эсхатология – могла возникнуть лишь в наше время. Время, когда людям доступны множество культов и верований, на которые мы пусть и смотрим с некоторым скептицизмом, но всё же не утрачиваем веру в них. Только сочетание этих условий способно сподвигнуть человечество на изучение столь странного явления, как предсказания конца света. История знает множество таких предсказаний: некоторые из них внесены в священные книги разных народов, другие были произнесены известными в своё время пророками. И имён у этого явления множество: тут вам и Апокалипсис, и Рагнарёк и множество других. Всё это я намерен осветить в ходе сегодняшней лекции. Пожалуй, начнём…
Аудитория наполнилась шорохом – это открывались тетради, и полсотни человек, стараясь не упустить не слова, принялись строчить без остановки, записывая за лектором. Он, казалось, не замечал этого, полностью занятый своим рассказом, а перед внутренним взором слушателей вставали одна за другой величественные и ужасные картины. А Ричардс всё говорил, говорил, говорил…
- …Большинство религий предвещает конец света как расплату за человеческие грехи. Но это не константа: возьмём ту же скандинавскую мифологию, а именно – «Пророчество Вёльвы»…
Его голос заполняет аудиторию, когда же он прерывается, то слышно только чирканье стержней по бумаге, да усердное сопение.
- … Неизменным атрибутом приближающегося конца всего существующего считают стихийные бедствия. Из книги в книгу переходят потопы, сильнейшие дожди, пожары, землетрясения. Ну, и, конечно же, здесь нельзя обойтись без сверхъестественных существ: в Библии это Всадники, в Старшей Эдде – великаны, в индийских сказаниях – многочисленные демоны и духи. Перечислять можно до бесконечности…
Он говорил, говорил и говорил, но вот прозвенел звонок, заглушив собой слова профессора, и тот, вздохнув с каким-то разочарованием, произнёс, обращаясь к слушателям:
- Что ж, наша лекция закончена. Я хотел бы рассказать вам ещё многое, но, увы, время не бесконечно. Надеюсь, что мои лекции не осядут лишним хламом в ваших головах, а когда-нибудь и принесут вам пользу. Хотя я уверен, что вам не придётся столкнуться лицом к лицу с тем, о чём я только что рассказывал, - он рассмеялся собственной шутке. – Всего вам доброго, - с этими словами Ричардс повернулся и вышел из аудитории.
Полчаса спустя, когда Ричардс, удобно расположившись в кожаном кресле, просматривал черновой вариант своей работы об эсхатологии полинезийских племён, в его дверь постучали.
- Да-да, войдите, - рассеяно откликнулся он, не отрывая взгляда от черновика.
- Кхм, - вошедший откашлялся, и Ричардс посмотрел на него: перед ним стоял один из студентов – невысокий рыжеволосый парень в джинсовом костюме и остроносых ковбойских туфлях. Профессор попытался вспомнить его имя, но так и не смог.
- Да, молодой человек, что вы хотели?
Парень улыбнулся неизвестно чему.
- Видите ли, профессор, я хотел поблагодарить вас за столь интересный курс лекций. Ваши знания просто бесценны: с ними считаются не только люди, но и те, кто живёт там, - он ткнул пальцем вверх. Заметив недоумённый взгляд своего собеседника, парень заговорщицки подмигнул ему: - Вообще-то, это запрещено, но, думаю, вам можно сказать. Понимаете, я – бог. Хотя это слишком сильно сказано, - так маленькое божество, даже -полубожество. И чтобы стать сильнее мне необходимо пройти экзамен. Сами понимаете, что ТАМ, это сделать сложнее, нежели на Земле: подкупить некого, а различного рода отговорки бесполезны. Я сдал все требуемые экзамены, кроме одного – самого важного. Это последняя проверка моих сил и способностей, и, чтобы выдержать её, мне необходимо устроить небольшое светопреставление. И для подготовки меня послали к вам. Это уже не первый случай, когда ваши лекции посещали подобные студенты. И, надо отметить, ни один из них не провалил последнего экзамена. Так что и я надеюсь на победу, а посему хотел высказать свою божественную благодарность.
Он замолчал и посмотрел на Ричардса. Тот, уже слегка пришедший в себя, стал соображать, как ему быстрее избавиться от этого сумасшедшего.
- Я весьма благодарен вам за столь высокую оценку моей работы и хотел бы поговорить с вами ещё, но – время, время. – Ричардс кивнул на разбросанные по столу листки: - Этот доклад мне требуется приготовить к завтрашнему утру, а я ещё и не прикасался к нему. Вы уж извините, но сегодня у меня совсем нет времени. Может быть, если вы зайдёте, скажем, послезавтра, то мы сможем поговорить. А сейчас… - он пожал плечами.
- Понимаю. Ладно, прощайте, профессор, - студент вышел, плотно прикрыв за собой дверь, и остановился посреди коридора. Веселье блеснуло в его глазах, и он расхохотался, а потом воздел руки к потолку и исчез.
Ричардс протянул руку и взял со стола следующий исписанный лист. Его глаза пробежали по строчкам, но он всё ещё не мог сосредоточиться – так выбил его из колеи этот странный визит.
«Надо бы поговорить с деканом, - мелькнула мысль. – Что они там, совсем что ли не смотрят, кого принимают? Это же явно какой-то псих! Они что, и Джека Потрошителя бы пустили в университет? Чёрт знает что творится!»
Он вновь склонился над докладом. В окно за его спиной замолотил сильный дождь, земля дрогнула и в небесах пролетел призрачный всадник с огненным копьём в руке.
1999г, ЕМНИП