Ланиста
Абсолютная свобода - через абсолютный контроль.
а-ха, ну, так оно всё закономерно, оказывается)))

...взаимосвязь между традиционными воинскими искусствами и шаманизмом нигде не проявляется настолько ярко и настолько отчётливо, как в Индонезии и Малайзии. Вообще, боевые искусства в этих двух странах в очень сильной степени переплетены с элементами традиционной народной культуры - с религиозными верованиями и суевериями, с народной медициной и шаманизмом, с национальным театром и искусством танцев. В последние десятилетия появилось довольно большое количество специальных научных исследований, изданных в Европе, Америке, Австралии и Юго-Восточной Азии, которые непосредственно посвящены изучению этих аспектов индонезийско-малайских единоборств.

Этнографы и антропологи - специалисты по культуре этого региона неоднократно отмечали тот факт, что традиционные индонезийские и малайские шаманы ("дукуны", "паванги", "бомохи") весьма часто одновременно являются и практикующими мастерами национальных боевых искусств - различных стилей Силата. К примеру, немецкая исследовательница Кирстин Па́ука, ныне являющаяся профессором Гавайского университета (США), в своей книге пишет, что она много раз сталкивалась с таким явлением в Индонезии, на западе острова Суматра среди живущей там народности минангкабау. Здешние шаманы-паванги с одной стороны занимаются традиционными ритуалами вызывания духов, предсказаниями будущего и лечением больных, а с другой стороны они в то же время нередко являются и мастерами различных стилей рукопашного боя, который в этом регионе Индонезии известен под общим названием Силек. Совершенно аналогичные явления распространены и в традиционной культуре соседней Малайзии, здесь шаманы также зачастую практикуют национальное воинское искусство - Силат. Характерно, что у некоторых этнических групп Малайзии, например у народности кедаян, живущей в штате Сабах, любой человек, решивший стать шаманом (дукуном), в обязательном порядке сначала должен хорошо овладеть боевым искусством, и только лишь после этого он допускается до участия в церемонии посвящения в шаманы. А в совсем недавнем прошлом традиционными титулами для малайских мастеров боевых искусств были такие характерные наименования как "гуру-бомох" ("наставник-шаман") или "бомох-силат" ("шаман-учитель силата"). В связи с этим известный специалист по традиционной малайской медицине Роланд Вернер вообще предлагал рассматривать старинный малайский Силат как одну из форм шаманизма (однако другие исследователи не разделяют такую точку зрения, и считают, что Силат - это более сложное и многоплановое явление культуры).

С шаманизмом тесно связано и такое знаменитое холодное оружие индонезийско-малайского региона как кинжал "крис" (или "керис"), которое является одним из главных символов самобытности боевых искусств Юго-Восточной Азии. На острове Ява и других островах Индонезии кинжалы-крисы активно используются шаманами (дукунами) в их религиозно-магической практике, в частности, в ритуалах исцеления и в магических обрядах экзорцизма (т. е. изгнания злых духов из тела больного или одержимого человека). Вообще, с крисами связано огромное количество местных легенд, обрядов и суеверий, о некоторых из них писал в своей книге 1972-го года ещё Дон Дрэгер (1922 - 1982) - первый западный исследователь, серьёзно занявшийся индонезийскими боевыми искусствами и рассказавший о них западной публике. Например, в Индонезии и Малайзии очень широко распространены поверья о том, что кинжал-крис всегда предупреждает своего владельца о всякой грозящей ему опасности, и в случае приближающейся угрозы начинает стучать и вибрировать у него в ножнах. Также там повсеместно верят в то, что если лезвием криса размешать любой обычный напиток, то он приобретает целебные свойства, и становится способным излечивать болезни. А в легендах о яванских шаманах даже говорится, что они с помощью специальных обрядов способны магическим образом насылать крис по воздуху на своих врагов, после чего тот сам летит через пространство, отыскивает жертву и убивает её. Эти и многие другие сказочные свойства кинжала-криса связаны с тем, что он считается земным воплощением могущественной космической энергии "секти" (в различных районах Индонезии называемой также "касектен", "кесактиан" и т. д.), пронизывающей всё мироздание.

Таких тесных взаимосвязей между шаманизмом и боевыми искусствами, как в Индонезии и Малайзии, нет, пожалуй, больше нигде. Но отдельные примеры влияния шаманизма на некоторые школы азиатских боевых искусств, конечно, можно встретить и в других странах Востока. Например, это относится к корейскому стилю "Чхарёк" ("Заимствование силы") - боевой и оздоровительной системе известного корейского мастера Ёк Пальсана (역발산;), ныне, к сожалению, уже покойного (годы его жизни: 1922 - 2007). Мировоззренческие установки и некоторые формы тренировочной практики стиля Чхарёк содержат в себе элементы традиционного корейского шаманизма-мугё (무교;), которые причудливым образом переплетаются с элементами буддизма и даосизма. Ёк Пальсан издал несколько книг на корейском и японском языках, где подробно описал разнообразные аспекты своей системы, поэтому можно, конечно, рассказать здесь и о корейском шаманизме в его отношении к стилю Чхарёк. Но это уже отдельная тема.

(с) Евгений Смазнев

@темы: боевые искусства, философское, (с)тащено, цитаты